История шампанского Вдова Клико

Женщина, которую в России XIX века знали все, потому что никакое важное событие русской жизни не обходилось без изготовленного в ее nогребах легендарного «вдовьего» напитка. Как ей это удалось?

Игристое вино из провинции Шампань долгие века считалось «вином дьявола». Виноделы пугали сограждан то отсутствием глаза, то руками, изуродованными шрамами. Было известно, что проклятые бутылки время от времени взрываются сами по себе. А поэтому все, кто спускался в погреб, надевали железные маски.

Погреба напоминали преисподнюю, особенно после «мартовской луны», когда температура в хранилище немного повышалась и первая взорвавшаяся бутылка вызывала цепную реакцию. Тогда погреба превращались в пенные топи. Боролись с дьявольской вакханалией как умели, например, делали наклонные полы, а осколки стекол рабочие собирали и продавали ювелирам — на всякую бижутерию, и особо недовольных не было. Хозяева же вознаграждались невзорвавшимися бутылками.

Еще, кстати, считалось, что вино, если к нему до срока приблизится женщина, превратится в уксус, поэтому женщин к виноделию не допускали. А они туда и не стремились. Ну что приятного женскому взору может пред ставиться в темном подвале?

Маленькая Николь Барб, дочка мэра города Реймса, не очень боялась прислужников дьявола из подземелья. Девочка уродилась в своего отца — человека в высшей степени прагматичного. До Великой Французской революции месье Понсарден был ярым монархистом. Иначе и быть не могло в городе, где каждый французский король проходил церемонию коронации в белоснежном соборе и реймские колокола возвещали миру о новом монархе.

Но времена пришли тяжелые, и папаша Понсарден из монархиста сначала стал якобинцем, а позднее преданным бонапартистом. Император Наполеон присвоил ему баронский титул. И барон Понсарден умудрился его не потерять и после реставрации монархии. Нечего и говорить, что богатство такого изворотливого человека только преумножалось.

Николь получила домашнее воспитание, была единственной наследницей при личного состояния. Красотой она не блистала, особых талантов не проявляла, а какие мечты занимали юную буржуазку, никого не интересовало. Сохранилось семейное предание семьи Понсарден — якобы ее мать внушала дочери: «Ах, Николь, я знаю, ты про славишься вскоре после замужества!»

Замуж ее выдали в 1798 году, когда ей исполнился 21 год, за Франсуа Клико. Этот брак был удачной сделкой для обеих семей. Николь принесла в семью приданое — виноградные угодья. А у свекра уже имелись заводы по производству шампанских вин. Филипп Клико сразу создал , хотя его любимым и основным занятием оставалось банковское дело и торговля шерстью, виноделие было чем-то вроде хобби. Вот он и передал его сыну Франсуа. Жена Николь, как деловой партнер, естественно, в расчет не принималась.

Но случилась трагедия. В 1805 году неожиданно от лихорадки умирает Франсуа. Двадцатисемилетняя Николь остается вдовой, ее дочери Клементине — три года. Злые языки судачили, что молодая вдова Клико не слишком горюет о смерти мужа. Что не пройдет и года, как она снова выйдет замуж и станет еще богаче, а виноградники и производство уйдут с молотка, поскольку старику Клико они не нужны, а ей и подавно. Да и не может женщина руководить виноделами, никогда такого не было и быть не могло.

Тут бы и конец унылой истории из жизни французских буржуа. Но вышло иначе. Настал день, когда Филипп Клико объявил о закрытии . Город с интересом ждал, сколько денежек от продажи загребут владельцы. И дождался.

Через неделю после похорон Николь неожиданно провозгласила себя единоличной хозяйкой новой фирмы Veuve Clicquot-Ponsardin. Слово Veuve (Вев) обозначает уважительное обращение к вдове, принятое тогда во Франции. Более того, она заявила, что будущее новой компании будет отныне связано прежде всего с шампанским. А от банковского дела и торговли шерстью можно и отказаться.

… Что она себе напридумывала, сидя в осиротевшем доме, видя, как семейное дело приходит в упадок? Городские обыватели поняли, что все пошло не по правилам. Одни теперь говорили, что, видимо, несчастная вдова так горевала о безвременной потере мужа, что повредилась умом, а старик свекр пошел у нее на поводу. Интересно, через сколько дней она окончательно угробит при личное предприятие?

Другие же утверждали, что в таком повороте дела не обошлось без нечистого. Чтоб женщина взялась делать «дьявольское вино»? Скорее всего случилось это потому, что свихнувшаяся вдова запродала свою душу главному врагу рода человеческого. А он обещал ей за это помогать. Иного объяснения горожане не нашли. С той поры и до самой смерти Николь Клико сопровождали эти темные слухи. Тем более что дела ее сразу пошли в гору.

Бизнес по-шампански

Легенда дома Veuve Clicquot-Ponsardin гласит, что Николь приказала перенести большой дубовый стол из гостиной в винный погреб, где отныне и образовалось ее рабочее место. Она досконально изучила весь производственный цикл — состав почв, свойства лозы, способы борьбы с насекомыми, этапы уборки урожая, режим хранения в подвалах, переработку, розлив в бутылки.

Рабочий день хозяйки заканчивается поздним вечером. Несколько лет Николь Клико работает как одержимая. Почему? Потому что, как сказала она своим виноделам: «У моего вина будет одно качество — лучшее изо всех!».

Еще она тратит много времени на своих клиентов, изучает их вкусы, выслушивает пожелания и претензии. Ведет бесконечные записные книжки, думает, анализирует. Чаще всего клиенты жаловались на мутный осадок, скапливающийся в бутылках. Конечно, виноградари пытались удалить омерзительный осадок, но, едва откроешь бутылку, из нее тут же выходит газ, те волшебные пузырьки, что и делают шампанское шампанским. Ситуация неразрешимая.

Вот ее-то неожиданно для всех и разрешила наша вдова, в темных своих погребах. Как? Долгое время это было ее величайшей тайной. Горожане, естественно, поминали дьявола. Тем более, что покупатели всем винам предпочитали теперь вдовье вино, чистейшее, без следов осадка.

Лишь через десять лет секрет выплыл наружу. Оказалось, что сообразительная Николь велела в полках, на которых хранились бутылки, проделать множество отверстий, дырок, куда отныне горлышком вниз, под наклоном, и вставлялись бутылки. Их периодически поворачивали, меняя угол наклона, так что весь осадок постепенно скапливался на пробке. Тут бутылки замораживали, аккуратно откупоривали, пробки с замерзшим осадком, тихо хлопнув, вылетали из горлышка! Внутри оставался чистый напиток, его снова закупоривали, и — чудо! — все пузырьки оставались в бутылке!

ЧТО ПО

«Вдова Клико»​ и другие: история шампанского

Барба-Николь Клико-Понсарден покинула этот мир в 1866 году, в возрасте 89 лет. Еще в 1831 году к управлению фирмой приобщается молодой винодел Эдуард Берне, который вместе со своими наследниками значительно упрочил славу фирмы. В 1866 году он становится полноправным хозяином предприятия — мадам Клико в качестве своего преемника назвала простого служащего, обойдя этим назначением многочисленную родню, что опять-таки стало вызовом общественному мнению той эпохи.

Она вообще любила нестандартные и даже революционные ходы.

Так, в 1816 году она повелела спустить в погреб свой письменный стол, проделать в нем несколько рядов дырок и поставить на попа. Отныне и навсегда бутылки с шампанским будут храниться в наклонном положении, вертикально и чуть под углом, а винодел время от времени будет аккуратно их поворачивать. Затем шампанское охлаждают, возле пробки образуется корка из осадка, бутылку откупоривают, корку легко удаляют… вино получается прозрачным как слеза.

XIX столетие отмечено значительным усовершенствованием производства шампанских вин. Создавались глубокие подвалы, в которых поддерживалась круглый год постоянная температура, появилась разливная машина (1825 год), изобретена первая укупорочная машина (1827 год) и машина для закрепления пробки шпагатом (1846 год), машина для дозировки ликера и для чистки бутылок (1844 год). Огромное значение приобрел метод определения дозировки сахара, обеспечивающий необходимое давление в бутылках, что исключало их бой.

С 1850 года шампанское стало предметом научных изысканий. Так, профессор химии Монмене публикует в 1858 году в Реймсе труд, содержащий теоретические и практические рекомендации по производству игристых вин. Ему же принадлежит идея об изменении растворимости CO2 в винах. Он изобрел афрометр для измерения давления в бутылке, а также афрофор — посеребренный изнутри сосуд для проведения шампанизации. Развитие производства шампанского связано и с именами Робинэ (1877 год), Саллерона Мансо (1886 год), в чьих трудах было предложено успешное теоретическое обоснование технологии игристых вин.

Эти технологические достижения и теоретические разработки еще более упрочили позиции «Вдовы Клико».

Сегодня во главе торгового дома, основанного прославленной вдовой, во второй раз за всю историю оказалась представительница прекрасного пола. Как-то Сесиль Бонфонд в шутку заявила, что главное для нее теперь — неизменность семейного положения; ее муж не хочет, чтобы она стала вдовой. И хотя Бонфонд успешно руководит торговым домом Veuve Clicquot, ее собственные корни никоим образом не связаны с производством шампанского. Дочь инженера-механика мечтала о карьере государственного служащего или врача. После окончания Парижской школы бизнеса она заняла должность в компании Danone, где столкнулась с дискриминацией и по половому, и по возрастному признаку — тогда ей в силу молодости не доверяли ответственную работу.

Теперь же в ее ведении 382 гектара виноградников в коммунах Гран Крю и Премье Крю, 24 километра погребов, поместье Manoir de Verzy и частная резиденция Hotel du Marc, когда-то построенная вдовой Клико специально для приезжих. Здесь можно снять номер и в полной мере насладиться атмосферой вековой элитарности. На вечернюю трапезу вас непременно позовут специальным билетом со словами «Вдова Клико-Понсарден имеет честь пригласить Вас…».

Богатейший бизнес-опыт основательницы торгового дома востребован и сегодня. Он является предметом изучения ученых-экономистов и студентов — будущих менеджеров, маркетологов, ведь имя вдовы Клико вписано в скрижали истории бизнеса во многом благодаря ее смелым инновациям в маркетинге и удивительному завоеванию российского рынка.

Кому война, кому мать родна

С вторжением Наполеона в Россию все изменилось. Вышел царский указ, запрещающий ввоз французского вина в бутылках. Для шампанского это был приговор — в бочках Кликовское перевозить было невозможно. Луи Бонэ изворачивался как мог, со дня на день ожидая высылки, а то и чего похуже, как французский шпион.

Он придумал контрабандный вариант, при котором бутылки ввозились В бочках с кофейными зернами, но как ничтожно мало бутылок можно ввезти таким способом! В 1809 году он всетаки вынужден был вернуться во Францию.

В России без Кликовского скучали, скудеющие подвалы воскрешали в памяти довоенные времена, когда шампанское лилось рекой. А Луи Бонэ, пребывая в Шампани, свято верил, что придет время и «Вдова Клико» обязательно вернется в Россию. Николь Клико разделяла его надежды. Ее веру не по колебало даже вторжение русских в ее собственные подвалы.

История дома Veuve Clicquot-Ponsardin рассказывает, что однажды послеобеденный отдых вдовы был нарушен истошным криком вбежавшего рабочего: «Мадам! Они сбивают замки, они пьют наше драгоценное вино!» Вдова даже не покинула своего кресла, а только произнесла: «Пусть пьют, потом они за все заплатят!»

И они заплатили. Несмотря на запрет русского царя на торговлю французским вином в бутылках, предприимчивый Луи Бонэ зафрахтовал голландское судно, стоявшее в Руане, на нем он и решил перевозить шампанское небольшими партиями, втайне от победителей. И вот судно с 10000 бутылок на борту незамеченным покинуло Руан, взяв курс на Кенигсберг.

Бонэ умудрился затолкать на борт столько шампанского, что не оставил места даже для своей кровати. Он трясся буквально над каждой бутылкой, и неудивительно. Он вез уникальное, исключительное шампанское Клико урожая 1811 года, которое, как объясняли виноделы, «было благо словлено появлением кометы Галлея».

В своем письме к Николь Бонэ восторженно пишет: «Ему нет равных. Восхитительное на вкус, оно настоящий убийца, и тот, кто захочет попробовать его, должен привязать себя к стулу. Иначе он может оказаться под столом вместе с хлебными крошками». «Вино кометы» действительно было легендарным, именно оно упомянуто в «Евгении Онегине»: «Вошел: и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток!»

В Кенигсберге как раз отмечался день рождения прусского короля, когда Бонэ пришвартовался к берегу. Местным торговцам он объяснил, что, увы, вся партия уже продана, но он готов сделать одолжение некоторым людям, если они согласны хорошо заплатить. Со всей французской восторженностью он писал хозяйке: «Какой спектакль! Как бы мне хотелось, чтобы вы были здесь и могли насладиться этим зрелищем! У моих ног две трети высшего общества Кенигсберга — и все благодаря вашему нектару. Я не ищу заказов ни от кого, я просто сообщаю свой номер в гостинице, и за дверью образуется очередь».

ЧТО ПО

Мадам Клико


Имя вдовы Клико для истинных ценителей шампанского означает очень многое. Тем не менее, далеко не все любители благородного напитка способны отделить торговую марку от реального образа Николь-Барб Клико Понсардин, которая еще в 1805 году унаследовала одну из знаменитейших компаний по производству шампанских вин после смерти своего мужа и успешно руководила ею вплоть до собственной кончины в 1866-м. Может показаться странным, но именно вдовы виноторговцев сыграли в истории шампанского особую роль. Унаследовавшие дело своих покойных мужей, они с завидной настойчивостью и упорством завоевывали себе место в предпринимательском мире, где с мнением женщин считаться было не принято. Вдова Клико-Понсарден, вдова Лоран-Перрье, вдова Поммери, вдова Энрио… Их имена стали торговыми марками. Об этих женщинах так и говорят во Франции — знаменитые Вдовы шампанского. Николь Барб Понсардэн в юности Когда в 1789 году грянула Великая Французская революция, будущей мадам Клико было всего 12 лет, ее звали Николь Барб Понсардэн и ее семья владела достаточно обширными виноградниками. Николь была единственным ребенком, то есть наследницей вполне приличного состояния, поэтому недостатка в претендентах на ее руку не было. Не красавица, но и не дурнушка, она, помимо всего прочего, унаследовала от отца не только практический образ мыслей, но и гибкость мышления, что впоследствии и сыграло главную роль в ее жизни. Отец ее был истовым монархистом и даже участвовал в комитете почетных граждан Реймса по организации коронации короля Людовика XVI, которому в 1793 году отрубили голову на гильотине. К тому времени, однако, месье Понсардэн уже стал столь же истовым якобинцем, и поэтому его монархистское прошлое как-то само собой позабылось. Как человек увлекающийся, он стал затем убежденным бонапартистом и даже получил из рук императора титул барона. Но так как до революции он был монархистом, то вернувшиеся к власти Бурбоны, сослав Наполеона на о. Эльбу, этот титул у отца юной Николь не отобрали. Барон Понсардэн, как говорят французы, всегда умел вовремя вывернуть свой политический сюртук наизнанку, умел держать нос по ветру, и потому его богатства только приумножались, а в семье царил прагматичный дух французских буржуа, известных своей деловой сметкой.


Барон Понсардэн Это качество весьма пригодилось Николь Барб, которая в 1798 году, двадцати одного года от роду, вышла замуж за владельца виноградников и заводов по производству шампанского господина Франсуа Клико. Таким образом, как это часто бывало, объединились две семьи, имеющие в собственности виноградники. Через 6 лет молодая женщина овдовела, и вот тогда-то и решила всю оставшуюся жизнь посвятить делу своего мужа и взяла начатое им предприятие в свои руки. Николь Клико-Понсарден, обладавшей незаурядным предпринимательским талантом и фантазией, суждено было на весь мир прославить фамилию своего супруга. Мужчины мало интересовали эту женщину, на свой брак она смотрела как на удачную сделку, детей отдавала кормилице в деревню и не слишком часто их навещала, овдовев же, всецело отдалась своей единственной любви – производству вина. Пока был жив ее супруг, человек флегматичный и консервативный, многие идеи молодой виноградарши так и оставались не реализованными. На свободе она развернулась в полную силу, изумляя родных и знакомых своими коммерческими успехами и талантом винодела.


Пока Европа была охвачена огнем войны, мадам Клико удалось наладить поставки шампанского в другие страны, где этот праздничный напиток на тот момент был гораздо более уместен. После окончания военных действий ее вина ждал огромный коммерческий успех. Королевские и императорские дворы были покорены шампанским от мадам Клико. Постоянного клиента Дома Клико-Понсарден, прусского правителя Фридриха Вильгельма IV за его пристрастие к знаменитой «Вдове» подданные прозвали «королем Клико». В начале 1780-х гг. она отправила корзину с вином в магазин некоего московского купца, обосновавшегося на Тверской. А после победы над Наполеоном русские солдаты во Франции добрались до винных подвалов вдовы Клико. Однажды в ее покои вбежал шампанских дел мастер с отчаянным криком: «Мадам! Они сбивают замки, они пьют наше драгоценное вино!». Дремавшая в кресле вдова встрепенулась и произнесла: «Пусть пьют, они потом заплатят!». Осенью 1814 года зафрахтованное ею судно доставляет в Санкт-Петербург двадцать тысяч бутылок шампанского. Расчет оказался точным — вино раскупили мгновенно, и даже непомерная по тем временам цена в 12 рублей за бутылку не стала препятствием. Русские стали платить… С 1806 по 1814 годы в Санкт-Петербурге постоянно жил ее личный посланец месье Бонэ. Так что Александр I попробовал ее шампанское не так уж случайно. Среди посланий Бонэ к мадам Клико есть такое, датированное первым годом его пребывания в русской столице: «Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова, а то наши конкуренты могут этим воспользоваться». Конкуренты, конечно же, были. И все же клиентуру вдова Клико завоевывала в России более умело. Этого она добивалась не только за счет качества своего напитка, но и за счет тщательного изучения нравов и привычек русской знати. Русские, писал ей г-н Бонэ, получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское, и как пробка сама по себе выстреливает, а пена орошает платья сидящих за столом дам. Соответственно при компоновке шампанского для России это учитывалось. Шампанское лилось рекой. Успех проведенной операции по засылке шампанского Клико в Россию был полным. Проспер Мериме писал по этому поводу: «Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят». Николь Клико-Понсарден скончалась в 1866 году, дожив до 89 лет. Она оставила после себя большой Дом, носящий ее имя и верный традициям безупречного качества, который и в наше время рождает на свет шедевры шампанского виноделия. Сейчас на троне, который раньше занимала прославленная вдова, во второй раз за всю историю оказалась женщина — 44-летняя Сесиль Бонфонд. Как спешит подчеркнуть сама Сесиль, ее приоритетом является сохранить свое семейное положение, так как муж настойчиво просил ее не стать второй вдовой на этом посту.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]