Как вдова Клико напоила Россию: дореволюционная история шампанского


Русские корни игристого

Первое подобие игристых вин появляется у нас ещё в конце XVII века. На Кубани в Цимлянской и Кумшатской станицах традиционно получались такие «газированные» естественным образом хмельные напитки. Впрочем, здесь не следует полностью принимать на веру упоминание о схожести их с шампанским. Во-первых, всё это уже более поздние попытки найти исторические корни этого напитка у нас. Реальных, достойных доверия свидетельств XVII века попросту нет. А во-вторых, степень «шампанизации» цимлянского тоже под вопросом. Известны воспоминания о том, что это было любимое вино атамана Матвея Ивановича Платова. И в кампанию 1812 года он непременно возил его с собой в нескольких бочонках. Думаем, не стоит объяснять, насколько обычные бочонки были способны сохранять избыточное внутреннее давление. В той же Франции ещё в 1728 году Людовик XV издал указ, постановляющий разливать и продавать шампанское лишь в бутылках.

Было время, и в России действительно возлагались надежды на донское виноградарство и казацкое виноделие. А в цимлянском вине пытались разглядеть настоящее «русское шампанское». Впервые задумался об этом Пётр I, многие годы безуспешно пытавшийся выстроить отношения с Францией. И в какой-то момент, отчаявшись, государь решил попросту делать всё «в пику» этой европейской державе. Шампанское было одним из таких примеров.

Так вот, предание гласит, что Пётр I, проплывая от Воронежа к Азову на кораблях новой флотилии, не раз останавливался на Нижнем Дону и подметил, что местная почва очень подходит для виноделия. Неизвестно, кто подсказал царю эту идею (сам он во Франции до этого не был и знать о тамошних почвах мог немного). Но результат оказался традиционным для той эпохи: Пётр выписал из Франции садоводов и закупил там виноградные лозы. Они были посажены близ селения Цимлы, хорошо принялись и дали неплохой урожай. Первыми опытами донского виноделия Пётр оказался доволен. И после поездки по Европе и посещения Парижа он послал французским ветеранам в Дом инвалидов несколько бочек своего донского вина.

Знакомство с французским шампанским

Трудно сказать, какое французский опыт оказал тогда воздействие на донскую практику виноделия. Полагаем, что не очень существенное. Гораздо большее значение для нашего понимания тонкостей французского игристого вина имела французская революция. Собственно, это событие вообще во многом явилось серьёзным «фактором ускорения» для нашей отечественной кухни. Ведь множество французских поваров, уставших от обсуждения идей «свободы, равенства и братства», ринулись с берегов Сены во все соседние страны. И заснеженная Россия могла показаться им тогда «островком стабильности» в бурном море европейских войн и революций.

Ещё в 1780 году винодел Филипп Клико отправил на пробу в российскую столицу небольшую партию своего вина. Увы, из-за последовавших в начале века наполеоновских войн «винные» отношения России и Франции возобновились лишь в 1814 году. Именно тогда дом Клико (переименованный уже во «Вдову Клико») и начал экспансию в Россию. Молодая вдова Барб-Николь Клико-Понсарден благодаря своей предприимчивости и деловым талантам добилась очень важного результата: шампанское стало модным напитком, а в России (ставшей приоритетным направлением его экспорта) превратилось в культовый символ достатка и светской жизни. Объёмы продаж в нашей стране действительно были впечатляющими. Так, в 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего её производства.

Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Её вино называют здесь «кликовское» и не пьют ничего другого».

История напитка

Предприятие основано в 1722 году. Однако история бренда началась чуть позже, благодаря стараниям Николь Барб (вдовы сына владельца предприятия). До того, как она взяла бразды правления в свои руки, это была ничем не примечательная винодельня, каких во Франции в те времена были сотни. После скоропостижной кончины от лихорадки единственного сына г-н Клико хотел продать предприятие, но невестка его уговорила передать управление ей. И именно стараниями вдовы Клико история напитка получила продолжение.

Предприимчивая вдова

Девичье имя Барб Николь — Понсардэн. Она была свидетельницей французской революции и правления Наполеона Бонапарта, завершившееся русско-французской войной. Несмотря на сложный исторический период, она смогла не только наладить работу упаднического предприятия, но и превратить его в производителя с мировым именем. Этому поспособствовало великолепное образование, которое Барб Николь получила в стенах монастыря, первоклассные манеры, чувство стиля и целеустремленность.

Несмотря на скорую потерю мужа, она бросила все усилия на то, чтобы сохранить предприятие, и начала познавать тонкости приготовления игристых вин. Параллельно с этим вдова осваивала бухгалтерию, нанимать счетовода ей было не по карману. Итогом ее стараний стал новый бренд шампанского Veuve Clicquot Ponsardin, который впервые увидел свет в 1808 году.

Завоевание российского рынка

После поражения войск Наполеона для бизнеса Барб Николь наступили тяжелые времена. Не успев замуровать погреба, она осталась без запасов продукции. Виновниками всего были русские офицеры. Именно в этот момент родилась пророческая фраза, которую в гневе обронила владелица виноградников: «Сегодня они пьют, а завтра все оплатят!»

Так и получилось, вернувшаяся домой русская армия не смогла забыть вкуса божественного напитка. Офицеры начинают заказывать у вдовы Клико шампанское, постепенно становясь ее основными покупателями. Барб Николь за короткое время удается не только компенсировать все понесенные убытки, но и хорошо заработать.

Первое производство в Крыму

Профессиональная же история русского шампанского начинается в самом конце XVIII века. В 1799 году в крымском Судаке, в доме академика П.С. Палласа были проведены первые опыты по производству шампанских вин. Учёный жил там с 1795 по 1808 год и описал свыше 40 сортов местного винограда. В 1804 году он создал здесь первое в России казённое училище виноградарства и виноделия, быстро ставшее центром подготовки соответствующих специалистов. Экспериментируя с купажами и технологиями, Паллас постепенно начал изготовление крымского шампанского в масштабах, позволяющих заявить о себе на рынке российских столиц.

Но это была, конечно, лишь капля в море всякого рода цимлянских и розовых суррогатов, а чаще просто непрофессиональных домашних вин. Однако спрос определяет предложение. И желание пить хорошее игристое вино не покидало наших соотечественников. Просто не будем забывать, что параллельно существует и импорт хорошего шампанского из Франции. И ввоз этот постоянно растёт. Так, в 1880 году через русские порты в страну прибыла 1,1 миллиона бутылок этого напитка. В этой связи попытки произвести собственный качественный продукт предпринимались всё чаще. Среди тех, кто пытался сделать это, граф (с 1845 года — светлейший князь) Михаил Семёнович Воронцов.

Уже с 1840-х годов известно игристое вино «Ай-Даниль», выпускаемое в его крымском имении. «Только у графа Воронцова все части хозяйства подвигаются вперёд, — пишет журнал «Библиотека для чтения» в 1845 году. — Вина свои он сбывает. Доказательство, что они хороши. Массандровское и ай-даниельское шампанское могли бы идти за эпернейское, если бы заткнуть бутылку пробкою с французскою фирмою. Но граф Воронцов продаёт свой товар лицом и не хочет, чтобы его вина пускали в ход под ложными наименованиями». Собственно, М. Воронцову развивать местное производство и по должности было положено. Ведь с 1823 года он — новороссийский генерал-губернатор, в сферу ответственности которого входила практически вся южная Россия (от Екатеринославской губернии до Бессарабии).

История нередко создаёт комичные ситуации. И здесь тоже не обошлось без них. Два любителя шампанского, запомнившихся историкам в том числе и этой их страстью, оказались соперниками в начале 1820-х годов в Кишинёве. «Полумилорд, полуподлец» — помните эти стихи Пушкина? Они ведь о нём, о Воронцове:

Полумилорд, полукупец,

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что будет полным, наконец.

В том, что уж там произошло между Александром Сергеевичем и супругой графа Елизаветой Ксаверьевной (урождённой графиней Браницкой), сегодня трудно разобраться. Да, главное, и не нужно. Просто в какой-то момент их интрига оказалась достоянием гласности, что не стало приятным ни для кого из двоих мужчин. И если Воронцов был скован должностным этикетом и служебными обязанностями, то Пушкину ничто не мешало излить свои эмоции в поэтической строке, чем он и воспользовался в полной мере.

Но оставим интриги той поры, а сами вернёмся к шампанскому, для производства которого Михаил Воронцов сделал немало, о чём говорят его современники.

Виды шампанского Вдова Клико и их особенности

Существует несколько его видов, что зависит от сорта винограда, используемого при производстве вина, и его выдержки.

  1. Veuve Clicquot «La Grande Dame» 1998

    Сухое шампанское, имеющее кристально чистый светло-золотистый цвет.

    Вкус его мягкий и сбалансированный.

    Аромат полон цветочных и минеральных оттенков.

    В нем сплелись ноты акации и папоротника, ощущаются мотивы засахаренных абрикосов, айвы, цитрусовых и миндаля.

    Истинные ценители смогут учуять в запахе напитка также штрихи табака и солода.

    Подавать игристое вино принято к деликатесам: омарам, трюфелям и черной икре.

  2. Veuve Clicquot «Brut Rose»

    Сухое шампанское, ему характерен приятный медно-розовый цвет.

    Вкус напитка определенно элегантен, уловимые фруктовые тона, за которыми следует длительное гармоничное послевкусие.

    Благоухает игристое вино ягодной палитрой: малиной, земляникой, вишней и ежевикой.

    Постепенно раскрываются оттенки сухофруктов, миндаля и сладость бриоши и печенья.

    Отличный аперитив. Подается в компании блюд высокой кухни и деликатесов.

  3. Veuve Clicquot «Rich Reserve»

    Шампанское сухого типа, обладающее красивым бледно-золотистым цветом с серебристыми переливами.

    Вкус приятный, бархатистый. Послевкусие напитка одаривает невероятной свежестью.

    Аромат богатый, в нем растворились нежные тона мяты, лакрицы и цитрусовых. Затем следуют фруктовые оттенки: здесь вишня, слива мирабель, грейпфрут, окутанные шлейфом белых цветов.

    Завершается вся композиция нотами миндаля, фундука, сладостей и ванили.

    Вино хорошо сочетается с блюдами азиатской кухни, а также фуа-гра.

  4. Veuve Clicquot «Demi-Sec»

    Наиболее классическое шампанское данной марки. В нем преобладает виноградный сорт Пино Нуар.

    Цвет напитка золотистый, вкус мягкий с нежной кислинкой.

    В аромате сплелась палитра спелых плодов, тона засахаренных фруктов и намеки на свежеиспеченные тосты и булочки.

    Вино хорошо сочетается с фруктовыми десертами.

  5. Veuve Clicquot «Brut»

    Сухое шампанское искрящегося золотого цвета.

    Вкус свежий, фруктовый. В послевкусии ощущаются фруктовые тона и пряности.

    Аромат сочетает в себе фруктовый мотив, дополненный оттенком нежной ванили и изюма. Заканчивается богатый букет нотками булочек-бриошей.

    Подается как аперитив или к десертам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]