Количество и многообразие алкогольных напитков, представленных на современном рынке, поражает качеством, разнообразием вкусов, широким выбором и приятными ценами. Люди, разбирающиеся в элитном алкоголе, знающие историю и правила подачи любого напитка, и просто любители качественного виски — имеют все шансы найти любимый алкоголь, который привлечет внимание уникальными дегустационными характеристиками и не ударит по бюджету.
Когда разговор заходит о виски, то данный напиток ассоциируется с основными странами производства: Шотландия (именно Шотландия, которую выделяют из Соединённого Королевства), Ирландия и США. Не все знают, что Япония также является одним из лидеров по производству этого вида алкоголя. Кто хоть раз его попробовал, всегда помнят уникальный вкус, привлекательный аромат и мягкость напитка.
История появления напитка из страны восходящего солнца
Производство виски в Японии началось около 1870 года, первое коммерческое производство возникло в 1923 году, когда была открыта винокурня «Ямадзаки» (Yamazaki, 1923). В целом японский виски ближе всего к шотландскому виски. Японские винокурни производят как купажированный виски, так и односолодовый.
Начало производства связано с Синдзиро Тори и Масатака Такэцуру. Основатель Santory, Синдзиро Тории решил начать производство виски с желанием «создать идеальный виски, отражающий дух и природу Японии».
Когда Синдзиро Торри объявил о планах по созданию японского виски в 1920 году, он был встречен удивлением и недоверием среди соотечественников. Чтобы обеспечить надежную базу знаний для своей винокурни, он отправил одного из своих сотрудников в Шотландию, чтобы научиться искусству дистилляции.
Масетака Такетсуру провел три года, накапливая опыт работы на различных заводах по производству шотландского виски. Такэцуру позже покинул компанию Синдзиро Тори, основал виски Nikka и построил собственную винокурню на Хоккайдо: Yoichi.
В 1924 году был произведен первый виски под руководством управляющего винокурней Масетаки Такетсуру. Первый виски, Suntory white, имитировал шотландский стиль того времени, он был очень дымным, что плохо сочеталось с японским вкусом.
В 1932 году был выпущен первый купажированный виски от Suntory. В 1984 году вместе с Ямазаки через 12 лет был выпущен первый односолодовый виски винокурни. В 2010 году односолодовый хересный бочонок Yamazaki был выбран виски года.
Всего в настоящее время в Японии насчитывается целых 20 винокурен, некоторые из них небольшие. На рынке представлено Suntory — 70% рынка, Nikka — 15%, Kirin и Chichibu по 5%, оставшиеся 5% — малый бизнес.
История зарождения виски в Японии
Так как рассматриваемый нами алкоголь довольно молодой напиток, он еще не имеет своей особенной истории или легенды создания. Все намного прозаичнее.
Изначально планировалось создать точную копию шотландского скотча, но из-за определенных климатических факторов и качества сырья Японии получился свой уникальный продукт.
В 1917 году руководитель алкогольной компании Settsu Shuzou решил заниматься производством виски. Для этого ему необходимо было перенять опыт у более опытных и развитых стран в этом направлении. В 1919 году он отправил в Шотландию сына местного предпринимателя по производству саке Масатака Такэцуру.
Масатака два года работал на известных шотландских винокурнях Hazelburn и Longmorn и обучался химии в местном университете. В 1921 году, когда он вернулся домой с новыми знаниями, компания Settsu Shuzou так и не решилась реализовать свою идею.
Большие амбиции и планы получилось реализовать в другой компании – Kotobukiya, которая позже была переименована в Suntory. Ее руководитель Синдзиро Тори в 1923 году построил первую винокурню в городе Ямазаки, а в 1929 году был выпущен первый японский виски Suntory Shirofuda.
В 1934 году Масатака Такэцуру уволился и основал собственную компанию Dainipponkaju (известную сегодня под именем Nikka). Производство располагалось недалеко от Хоккайдо.
И только после Второй мировой войны японский виски активно начал развиваться, а в 60-х годах о нем узнал весь мир. Как бы странно ни звучало, но японский виски – это пятый по счету вид виски в мире, конечно же, после шотландского, ирландского, бурбона и канадского напитка.
Особенности производства
Первоначально японский виски изготавливался по стандартам и правилам изготовления виски в Шотландии. Изготовители виски в Японии основательно наблюдали и брали лучшее у шотландских производителей, долго придерживались технологий.
В настоящее время данная направленность отсутствует: изготовители японского виски регулярно улучшают личные технологические процессы, исследуют и находят новые тенденции, формируют собственные бренды. Изготовление японского алкогольного напитка настолько обширно, что сможет угодить требованиям наиболее строгих ценителей.
Имеется большой выбор виски, обладающих собственными неповторимыми вкусами и ароматами. По этой причине японский виски имеет все шансы составлять конкуренцию напитку из Шотландии.
Однако есть несколько отличительных особенностей производства:
- Японский виски производится из собственных спиртов, но при изготовлении купажированого напитка — смешиваются спирты из разных бочек, в том числе добавляются шотландский спирт.
- Для изготовления купажированого напитка в Японии строго придерживаются ограниченного количества спиртов, изготовители из Ирландии и Шотландии могут смешивать пятьдесят и более сортов.
- Некоторые шотландские винокурни (Tomatin) принадлежат японцам.
- Для изготовления напитка применяется шотландский торф.
- Минимальное время выдержки качественного японского виски составляет 3 года.
- Большое количество зерновых импортируется из Шотландии или выращивается в стране с использованием шотландских технологий.
- Вода для изготовления японского виски более мягкая и не насыщена органическими веществами.
- Используются специальные дрожжи.
- Шотландцы используют контейнеры из нержавеющей стали для ферментации ингредиентов. В Японии используют только деревянную тару.
- Более теплый климат Японии ускоряет время созревания дистиллята, что влияет на конечный результат.
- Крепость алкогольного напитка составляет 40%, 43% и 49%.
История японского виски
Масатака Такэцуру
Япония начала производить собственный виски еще в 1870 году, но коммерческое производство началось только в начале 1920-х годов. Это было, когда импортер спиртных напитков по имени Синдзиро Тории открыл первый в стране ликеро-водочный завод в Yamazaki, пригороде Киото, известном своим отличным водоснабжением. Руководителем Torii был бывший студент по имени Масатака Такэцуру, который провел три года в Шотландии, изучая секреты производства виски.
В 1934 году Такэцуру ушел, чтобы открыть собственное предприятие, Yoichi Distillery, на Хоккайдо. Хотя название винокурни осталось неизменным, компания Такэцуру в конечном итоге стала Nikka. Между тем компания Torii позже станет Suntory. Любой любитель японского виски может подтвердить, что обе компании продолжают расти.
В течение десятилетий японский виски претерпевал многочисленные приливы и отливы. В 1970-х и начале 1980-х годов взрыв мирового спроса косвенно породил небольшое количество новых ликероводочных заводов и лейблов. За этим последовало падение мировой популярности, а затем недавнее возрождение. Сегодня в Японии насчитывается около девяти действующих винокурен.
Различия и сходства между японским и шотландским напитками
Первоначально планировалось создать аналогичный шотландскому алкогольный напиток. Однако даже строжайшее выполнение требований и стадий изготовления не помогла сделать идентичный виски.
Спустя время отличительные черты японского виски отмечались как характерная особенность напитка. Были сделаны новые открытия, разработаны и внедрены новые индивидуальные качества. Это привело к появлению традиционного напитка, который популярен и любим в стране сейчас.
Главные различия:
- Самая разнообразная палитра вкусов и ароматов у японского виски.
- Основной компонент при изготовлении — вода. От ее характеристики зависит будущий вкус продукта. Вода в Японии более мягкая, чистая и содержит меньшее количество органических веществ. Горный источники используются для изготовления виски в Шотландии.
- В Японии применяют небольшой перечень сортов для купажирования. Чаще всего это спирты, отличающиеся по выдержке и составу, но произведенные одним изготовителем. Из-за этого в Европе вкус японского виски считается несколько скучным.
- В Японии не принято долго выдерживать алкогольный напиток. Виски выдержанный более 20 лет — редкое исключение.
Японский виски – история появления напитка
Появление японского виски уходит своими корнями в 1869 год, когда в этой стране заработала первая пивоварня. В конце XIX века японцы начали проявлять интерес к европейскому алкоголю, вследствие чего начали выращивать ячмень и пользоваться немецкими технологиями производства пива. Но впоследствии, сырья для производства пива стало настолько много, что из него начали приготавливать даже крепкие алкогольные напитки.
Среди первых производителей японского виски наиболее известны такие люди, как Синдзиро Тори и Масатака Такетсуру. Каждый из них внес свою значительную лепту в развитие производства японских крепких алкогольных напитков и открыл компании, которые до сих пор известны, как ведущие производители качественной алкогольной продукции.
Первыми, кто оценил по достоинству японский виски, были не коренные жители этой страны, а американские солдаты, которые попробовав напиток в 1918 году, описали его, как «скотч, сделанный в Японии».
Дегустационные характеристики
Японский виски любят ценители этого напитка во всем мире. Каждый, кто хоть раз пробовал его, отмечает характерную мягкость и сбалансированность во вкусе. Кроме того, виски японского производства отличается легким и ненавязчивым ароматом, в котором хорошо прослеживается цветочная и фруктовая сладость.
После первого глотка остается приятное и довольно долгое послевкусие. Цвет японского виски напрямую зависит от сорта и марки. Цвет варьируется от светло-янтарного до насыщенного коричневого.
Популярные бренды напитков
В Японии в общей сложности более 25 компаний, которые занмаются изготавлением виски. Самые лучшие и знаменитые — Suntory и Nikka. Большинство других винокурен являются их дочерними компаниями.
Suntory
Suntory — это скотч, созданный исключительно по шотландской технологии. Будучи необычным напитком для Японии, Suntory завоевал ошеломляющий успех среди жителей страны. Японцы предпочитают сбалансированный, ровный вкус, без каких-либо нот, которые выделяются из общей композиции. В Suntory довольно широкий ассортимент виски. На рынке есть как односолодовые, так и смешанные сорта.
«Suntory Old» — купажированный виски с крепостью 43%. Знаменитая янтарная смесь, содержащая комплекс зерновых и солодовых виски. Во время изготовления выдерживается в бочках из белого дуба. Дегустационные характеристики: аромат сладкий, с оттенками торфа и цитрусовых; вкус насыщенный с горечью: цедра мандарина, карамель, яблоко, солод. Распробовать вкус лучше всего в чистом виде.
Nikka
Nikka (Никка) — на долю компании приходится 15% японского виски. «Nikka black clear» — купажированный виски. Изготавливается без использования торфа. Крепость: 37%. При изготавлении используется сухой солод без торфа. Дегустационные характеристики: аромат нежный с нотками орехов; вкус универсальный, мягкий, сухой, немного волокнистый; послевкусие сладкое, с карамельными нотками. Употреблять со льдом.
Как правильно выбрать и отличить от подделки
- Продукт следует заказывать и приобретать в специальных торговых точках, которые имеют сертификаты на продажу алкогольной продукции.
- Необходимо осмотреть бутылку при покупке. Акцизная марка обязана быть не поврежденной.
- На каждый алкогольный напиток магазин обязан иметь документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям и качествам.
- Стоит заранее изучить как выглядит бутылка и этикетка на официальном сайте изготовителя. При наличии даже минимальных отличий приобретать продукт не стоит.
- Не лишним будет осмотреть этикетку, как ровно она наклеена, нет ли следов клея — качественный продукт не должен иметь брак.
- Проверьте крышку. Производитель делает ее из качественного материала, добавляя отличительные знаки и надписи.
- Изучите состав. Напиток не должен содержать примеси и ароматизаторы.
- Виски не должен содержать хлопья или осадок. Продукт должен быть прозрачным.
- Во время откупоривания крышки не должен появиться резкий запах спирта. Виски из Японии должен быть с нежным цветочным и фруктовым ароматом.